Воззвание
Воззвание
Первого европейского форума ректоров педагогических университетов
(м. Киев, 15–17 сентября 2011 года)
Мы, ректоры педагогических университетов европейского пространства, собрались в столице Украины м. Киеве, для обсуждения актуальных проблем педагогической науки и практики и очерчивания путей их решения, определения приоритетов процесса подготовки учителя нового образца, предопределенного творением единственного европейского образовательного пространства, глобалізаційними трансформациями и информационной революцией.
Европейская педагогическая наука и практика во все исторические времена - от эпохи больших Платона и Аристотеля и до наших дней - выступала образцом для построения педагогических систем большинства стран мира. Особенных успехов она достигла в ХХ веке. Выдающиеся европейские педагоги – Ян Амос Каменский, Фридрих Дистервег, Джон Локк, Мария Монтессори, Жан-Жак Руссо, Антон Макаренко, Василий Сухомлинский, Константин Ушинский, Николай Пирогов – создали европейскую за духом, розмаїтну по своему содержанию и средствами достижения цели школу учебы и воспитания, которая на сегодняшний день служит своеобразной нормой и образцом для развития педагогической теории и практики большинства стран мира.
К сожалению, общественные катаклизмы ХХ века и трансформации начала века ХХІ, главной из которых является глобализация и информационная революция, миграционные процессы и не-контролированное утверждение рыночных отношений, на педагогической теории и практике отражаются преимущественно негативным чином. Учеба и воспитание постепенно теряют свой гуманистический дух и направленность, место которого заміщують узкий прагматизм, вульгарная деловитость, позірна успеваемость.
Катастрофически снизилась роль учителя как проводника научного знания, гуманистических ценностей и духовного богатства личности. Крайне негативно отражается на педагогическом процессе практика некоторых стран Европы присоединения педагогических заведений образования к классическим или техническим университетам. Вульгарно прагматичная и агрессивно активная бездуховность личности становится массовым явлением. Угроза деградации, а может и вымирание человечества, инспирированная потерей духовности, стала сегодня співрозмірною с угрозой исчерпания природо-ресурсного потенциала планеты, ядерной или экологической катастрофы, развертывания других глобальных проблем современности.
Стихийная, ничем не контролируемая миграция, организованная преступность, терроризм, конфликты на религиозной и етно-національному почве, рост ксенофобии и радикальных настроений, вульгарно демократические и рыночные преобразования, взрывает материальные и духовные устої Европейского Дома, который мы выстраиваем и любим, в который верим и на который возлагаем наши сокровенные надежды на счастливое будущее. Недавние драматичные события в Большой Британии, Греции, Германии, Норвегии и Франции – это выбросы протесаного потенциала, накопленного в людях в результате искривленного хода истории, это подрыв духовно гуманистических основ Европы, это преступление перед человеком и человечностью, обреченных «жить вместе» в уникальном, созданном Богом, Природой и кропотливым трудом Человека, европейском геополитическом и социокультурном пространстве.
Как свидетельствует история, от всплеска неудовлетворения и дикого, разрушительного протеста маргинальных слоев населения не застрахована ни одна, даже наиболее благополучная страна. Предостережением этому может быть лишь культура, просветительское, учеба и воспитание людей в духе гуманистических ценностей. Современная Европа, которая интенсивно объединяется, нуждается качественно в новом, интеллектуально высшем и духовно более богатом субъекте – личности, которая, оставаясь представителем и проводником национальной культуры, появляется, мыслит, чувствует и действует как гражданин Европы и мира, утверждает принципы европейского содружества и сотрудничества, демократические отношения между людьми, делегирует их в другие страны мира.
Воспитать такую личность может только учитель, который найдет ответы на вызовы эпохи и повернет в ученическую и студенческую аудиторию классическое научное знание, высокую культуру, социально практический опыт поколений, общечеловеческие социокультурные ценности, дух гуманизма и человеколюбия.
Европа нуждается в новом учителе, способном выполнить положенную на него историческую миссию. Задание его подготовки целиком и полностью полагается на педагогические университеты, которые должны осуществить ряд организационных, содержательных и методологических трансформаций, начать процесс формирования нового учителя по единственной европейской системе деідеологізованих и департизовал ценностей, базовой среди которых является толерантность, демократия, миролюбие, справедливость и солидарность.
В соответствии с неотложными потребностями времени мы обращаемся к Президентам, Правительствам, Парламентариям и министрам образования стран европейского пространства относительно безотлагательной и широкоформатной поддержки педагогических заведений образования, учителя в широком понимании этого слова, который обеспечит подготовку новых поколений в духе процессов, объединяющих Европу, процессов, которые постепенно выводят Европу на новый цивилизационный горизонт развития, утверждают ее в качестве образца життєоблаштування для других народов мира.
Отмечаем, что в течение последних десятилетий европейские высшие учебные заведения осуществили значительный взнос в перестройку системы креатора и инновационной знаний. Последовательно реализуется курс на создание условий наибольшего развития талантов и способностей населения Европы через внедрение и усовершенствование системы непрерывной учебы и расширения возможностей получения высшего образования. Следовательно отмечаем необходимость углубления уникального сотрудничества между государственными учреждениями и высшими учебными заведениями, студентами и преподавателями, работодателями и агентствами из обеспечения качества высшего образования, международным организациями и европейскими учреждениями и педагогическими университетами, что будет способствовать укреплению Европейского пространства высшего образования как определенно в Болонский декларации 1999 года.
Подчеркиваем, что задание подготовки нового учителя следует рассматривать как органическую составляющую общего процесса модернизации европейской системы высшего образования. Высшие учебные заведения, где учатся будущие учителя и работники образования составляют 10 % европейского студенчества. От качества их подготовки непосредственно зависят судьба молодого поколения и будущее Европы. И именно эта абсолютная истина и ощущение собственной ответственности за состояние и перспективы европейского педагогического образования побуждали нас, ректоров европейских педагогических университетов, собраться в столице Украины, чтобы найти конструктивные ответы на вызовы времени.
Неотложным является внесение определенных корректив в наши стратегические и тактические планы, которые касаются прежде всего социально гуманитарного измерения высшего образования, в том числе и педагогического, проблемы трудоустройства, мобильности и международной открытости высшего образования и тому подобное, руководствуясь материалами последних конференций европейских министров образования, соответствующими документами Европейской комиссии и других общеевропейских институций.
Мы полностью сознательны того, что при этом общий стратегический курс развития европейского педагогического образования является неизменным. Ее государственное и общественное финансирование должно быть приоритетом, невзирая на трудное время экономических и политических испытаний. Это будет способствовать решению неотложных проблем педагогического образования, центральным из которых является повышение социального статуса учителя в частности и педагогической профессии в целом. Ведь именно учитель закладывает духовно мировоззренческие основы человека на всю ее жизнь, именно он должен повернуть авторитет духовности в европейское пространство.
В системе педагогического образования первоочередного научного анализа требуют такие проблемы, как расширение и укрепление ее европейского измерения педагогического образования; утверждение мобильности студентов и преподавателей, особенно в странах прежнего СССР; развитие составляющих общей культуры будущих педагогов на основе укрепления материальной базы высших учебных заведений; разработка и внедрение общих критериев качества педагогического образования в Европе; создание сетей взаимодействия между научными работниками, педагогами-практиками и политиками с целью выработки эффективной образовательной политики в сфере педагогического образования.
Ориентируя на решение этих заданий, мы еще раз удостоверяем расположение к экономической свободе, автономности и ответственности высших учебных заведений, отмечаем решающую роль вишів, которые готовят будущих педагогов, в развитии общества, укреплении демократии, усилении социального единства, противодействия любым проявлениям антигуманной идеологии.
При для консолидации усилий относительно реализации новой исторической миссии учителя в европейском образовательном пространстве мы создали Консорциум ректоров педагогических университетов европейских стран, учредили научно педагогический журнал «Европейские педагогические студии», утверждали Программу взаимодействия ректоров педагогических университетов на десятилетнюю перспективу. Мы убеждены, это будет способствовать якнайширшому привлечению руководства государств, педагогической общественности к последующему развитию Европейского пространства высшего образования, всего европейского сообщества на принципах толерантности, миролюбия, экологической безопасности, демократии, уважения к правам человека, справедливости и согласия.